Мандала
Путешествие в волшебный мир мандалы
Гиперактивные и нервозные дети не являются феноменом в наше время, это не чудо, что наш мир стал шумным и хаотичным. Научить детей сосредоточиваться, успокаиваться может помочь раскрашивание мандал. А.Цайри
Сегодня существует множество методик арттерапии – диагностики и коррекции различных психологических расстройств, развития личности, познания самого себя. Среди методик арттерапии почетное место занимают мандалы. Это древняя и мощная система преображения личности. А, главное, это занятие нравиться как детям, так и взрослым…
Мандалы очень полезны как для взрослых, так и для детей. Они помогают полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, т.е. с бессознательным. Этот вид работы очень полезен для дошкольников, поскольку у малышей правое полушарие играет ведущую роль. Рисование мандал способствует развитию образной памяти, целостному восприятию мира, распознанию нюансов различных звуков, развитию интуиции, эмоционально-чувственного мира, а в итоге – становлению творческой личности.
Мандала – это карта внутреннего мира человека, своеобразная пиктограмма, в которой зашифрованы целые философские системы. Каждая деталь внутри мандалы символически значима.
Существуют диагностические мандалы, используемые в диагностической практике. Ребёнок или взрослый человек, не задумываясь, создаёт определенный цветовой рисунок, по которому можно определить его проблему или ситуацию.
Каждая мандала отражает определенную стадию психического развития человека. Дж. Келлог дала названия каждой стадии, изображаемой мандалой. Условно выделяют 13 стадий. (Подробнее с этим методом можно познакомиться в книге под редацией А.И. Копытина «Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала».)
Работая с детьми как индивидуально, так и в группе, я заметила, что это занятие очень нравиться не только дошкольникам, но и ребятам постарше, не говоря уже о взрослых, которые тоже с удовольствием, медитируя, раскрашивают «Волшебные кружочки».
Цель работы при разукрашивании мандалы:
• развитие творчества;
• снятие внутреннего напряжения, релаксация;
• развитие мелкой моторики рук;
• активизация бессознательного и т.д.
Время работы с одной мандалой 20–60 минут. Если ребенок устал, ему можно дать возможность продолжить работать с мандалой в следующий раз.
Использование мандалы как средства для релаксации и расслабления
- Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: работать без принуждения.
- При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок делает выбор самостоятельно.
В данной методике нет четких правил. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.
- Чтобы ребенок расслабился, необходимо:
• создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей);
• достаточное время для работы;
• соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия;
• использование релаксационной и медитативной музыки;
• хорошее освещение.
- Избегайте комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления.
- В конце работы по желанию ребенка можно:
• придумать ей название,
• подобрать для нее фон,
• вырезать мандалу и повесить ее на стену.
- Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем больше он будет развивать свое творчество.
На первом занятии можно предложить детям мандалу нулевой стадии «Пустота или чистый свет», т.е. то, с чего все начиналось…
Предложить детям рассмотреть мандалу, подумать, на что она похожа. Затем, погрузившись в мир музыки и медитации, предложить ребятам раскрасить данный узор. По окончании работы, предложить снова внимательно рассмотреть свой рисунок и задать вопрос: «Как теперь называется твоя мандала. Или название осталось таким же?»
Ответы детей:
Ваня(6 лет): до раскрашивания «Паутина», после – «Фантастический круг»;
Юра (6 лет): до раскрашивания «Головоломка», после - «Расцвет сил»;
Алеша(10лет) ): до раскрашивания «Паутина», после - «Мандала жизни»;
Юра(12лет) ): до раскрашивания «Космос», после - «Мандала силы» и т.д.
И это только первая ступень коррекционной работы. Каждая из этих мандал является диагностической и несет соответствующую информацию о человеке.
Предложите это сделать своим детям и близким, и вы получите удовольствие от процесса. А каким увлекательным занятием будет это для вашего малыша!
Подготовьте все необходимые материалы: гуашь, акварель, восковые мелки, фломастеры, но для первого занятия лучше цветные карандаши. Зажгите свечи, включите приятную спокойную музыку. Предложите малышу и всем, кто участвует в этом мероприятии, занять удобную позу и расслабиться.
Старайтесь заполнять тишину релаксационными текстами, например:
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко, ровно, глубоко и т.д.
Когда малыш почувствует, что он готов начать работу и встанет, можно включить свет и начать «играть», т.е. рассматривать готовую мандалу, по желанию ребёнка давать ей имя, раскрашивать – рассматривать, воображать и т.д.
Можно не только раскрашивать готовые мандалы, но и создавать свою. Во время релаксации можно направить воображение ребёнка на определённую тему, например: «Сегодня мы с тобой отправимся в необыкновенное путешествие. Посмотри, что ты видишь перед собой и постарайся запомнить «внутренним глазом», закрытыми глазами, какие образы, какие цвета или картины у тебя внутри возникают. А когда ты будешь готов, давай попробуем нарисовать все это в круге, который мы с тобой приготовили». Голос должен быть мягким, тихим и спокойным.
Затем дайте ребенку лист бумаги с нарисованным на нем кругом. Предложите ему тихонько сесть за стол и нарисовать, желательно в центре круга, все, что захочется. Если малышу захочется нарисовать что-то за пределами круга, не мешайте ему.
Когда малыш закончит, спросите у ребенка, как бы ему хотелось назвать свою мандалу.
Дети-дошкольники рассказывают о том, что они изобразили. Можно им предложить сочинить некую историю, сказку, рассказ о своей мандале. Вербализация (словесное описание) поможет научиться точно передавать свои мысли, переводить зрительные и чувственные образы в словесные, описательные, а это, в свою очередь, будет способствовать развитию связи правым и левым полушариями
В конце работы, не забудьте спросить у ребёнка, какое у него было настроение, когда он рисовал или раскрашивал мандалу? Что чувствовал? Менялись ли ощущения по ходу выполнения мандалы? Какое вызывает чувство мандала сейчас? Что бы ребенок хотел еще сказать или спросить?
Это и полезное и интересное занятие для всей семьи.
Это процесс сблизит и укрепит вашу семью, создаст доверительную семейную атмосферу, поможет лучше понять своего ребенка и других членов семьи.